Малый бизнес идет в регионы

Малый бизнес идет в регионы

Малый и средний бизнес не стремится за рубеж, однако все чаще выходит в регионы


В конце декабря 2018 года независимое исследовательское агентство MAGRAM Market Research провело XVIII волну Индекса ОПОРЫ RSBI — ежеквартального исследования бизнес-настроений малого и среднего бизнеса, организованного Опорой России совместно с Промсвязьбанком.

В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджмент 2300 компаний сектора МСБ из 24 регионов России.

Помимо основных вопросов, присутствующих в каждой волне, в VI квартале 2018 года в исследование был добавлен «экспортный блок»: предпринимателей спросили, экспортируют ли они свою продукцию за рубеж или в другие регионы и почему не выходят на внешние рынки.

Этот же вопрос был задан предпринимателям ровно год назад, в IV квартале 2017 года, что дает возможность проследить динамику.

Согласно данным исследования, количество компаний МСБ, экспортирующих свою продукцию/услуги за рубеж практически не изменилась и составила 8% (против 6% в 2017 году).

Однако достаточно серьезно увеличилось количество внутренних экспортеров — предприятий, реализующих товары/услуги, не только в своем, но и в других регионах России. Если в конце 2017 года их доля составляла 26%, то к концу 2018 выросла до 37%.

Экспорт-реализация.jpg

Очевидно, что чаще всего на зарубежные рынки выходят производственные компании (17%), а наиболее локализованы компании, работающие в сфере услуг — 74% из них не выходят за пределы своего региона.

В разрезе по размеру бизнеса, результаты также ожидаемы, — чем крупнее предприятие, тем шире география его деятельности. Так, если среди микро-компаний исключительно в своем регионе работают 72%, то среди средних — лишь 39%.

Предприниматели называют следующие причины, по которым они не занимаются экспортом (вопрос допускал несколько вариантов ответов):
• 61% говорят о том, что их бизнес связан непосредственно с местом его нахождения и не предполагает более широкого распространения;
• 8% отмечают, что за рубежом на их продукцию/услуги нет спроса;
• высокую конкуренцию, другие стандарты производства или оказания услуг назвали по 7% участников опроса;
• 8% респондентов считают, что стоимость и характеристики их продуктов/услуг неконкурентоспособны на зарубежных рынках;
• 6% опрошенных находят свои продукты /услуги интересными для зарубежных рынков, но не знают, как и кому их предложить.