Финансовый результат - не самая главная цель женщин, начинающих свой бизнес

Финансовый результат - не самая главная цель женщин, начинающих свой бизнес

Женщины-предприниматели рассказали почему открывают бизнес после появления детей



Специально для благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее», Magram MR провела исследование об особенностях реализации предпринимательского потенциала среди матерей – предпринимателей.

По всей России было проведено 638 онлайн-интервью с женщинами-предпринимателями, имеющими несовершеннолетних детей.

Социально-демографический портрет

68% опрошенных находятся в возрастной группе 30-39 лет, 13% в группе 19-29 лет. 19% - представители возрастной группы от 40 лет.

30% респондентов совмещают бизнес с работой по найму, подавляющие 70% занимаются только предпринимательством.

Интересно отметить, что женщины совмещают два вида занятости вне зависимости от возраста бизнеса. Среди тех чей бизнес существует меньше года, 34% работают по найму, среди тех, кто владеет бизнесом от 1 до 5 лет – 30%, 5-10 лет – 25%, более 10 лет – 18%.

Большинство участников опроса (83%) владеют бизнесом не больше пяти лет.



Большинство женщин регистрируются как индивидуальные предприниматели (41%) или как самозанятые (22%). Однако, 28% опрошенных пока не оформляют свой бизнес по причине нерегулярного или небольшого дохода (69%).

Среди опрошенных 62% имеют свой бизнес в сфере услуг, 21% - в производстве, 15% - в торговли и 2% - в гостинично-ресторанной отрасли. 



При создании бизнеса 74% опрошенных использовали личные накопления, 16% оформляли кредит, 12% брали взаймы у друзей и родственников. 11% обложились без вложений, 9% получили субсидии от государства.

При этом, в 55% семей женщин-предпринимательниц основным является доход мужа. 30% сообщили о том, что доход с партнером соизмерим, 10% обладают большим доходом, чем партнер. 

Основные драйверы предпринимательства

50% опрошенных создают бизнес, чтобы иметь больше свободного времени. Лишь 15% утверждают, что с появлением бизнеса у них появилось больше свободного времени, 27% сообщают, что времени стало меньше. 44% заявляют, что с появлением бизнеса появилась возможность распределять время по своему желанию.

Также распространенной причиной создания бизнеса является возможность реализации интересной идеи. 31% опрошенных решили стать независимыми, еще 31% рассчитывают на больший доход, чем при работе по найму. 21% опрошенных желают таким образом проявить себя.



Для участниц опроса из возрастной группы 18-29 лет весомой причиной начать бизнес стало желание повысить социальный статус. Чаще прочих они называли в качестве причин особый склад характера (25%) и независимость (36%). Для возрастной группы 40 лет и старше важна финансовая выгода (35%).

Распределение обязанностей по дому

48% опрошенных участниц берут на себя основную работу по дому, 36% делят домашние дела с партнером в зависимости от ситуации. 13% имеют в семьях равномерное распределение домашних дел, всего 1% опрошенных указывают, что работа по дому целиком лежит на партнере. Еще 1% делегируют все дела специальным службам. 

Наиболее сложные этапы бизнеса

45% опрошенных утверждают, что самым сложным является выход на стабильную прибыль, 41% считают, что самая непростая задача — это реклама и продвижение. 29% считают нелегким баланс между работой, семьей и ребенком. 

Женщинам старше 40 лет сложнее адаптироваться к изменениям рынка (15%), тогда как самые молодые считают сложным регистрацию бизнеса (9%) и поиск поставщиков (13%). В бизнесе, которому менее 1 года, сложнее всего дается поиск идей (10%) и разработка бизнес-плана (20%), тогда как в бизнесе, которому больше 5 лет самым трудным является подбор персонала (35%).

Успешность бизнеса

65% женщин считают свой бизнес успешным. При этом для большинства опрошенных успех их бизнеса заключается в реализации любимого дела (66%). 57% считают, что успех заключается в пользе обществу, 56% видят в успехе независимость и возможность самостоятельного планирования жизни. Самым успешным свой бизнес назвали те, кто сосредоточился на бизнесе в первую очередь (70%), тогда как среди тех, кто совмещают ведение бизнеса с работой по найму такой ответ встречался в 52% случаев. 



Влияние пандемии на бизнес

33% опрошенных сумели избежать негативных последствий пандемии коронавируса. Так, 26% продолжили вести бизнес без потери эффективности, 7% сумели расширить дело. 47% пожаловались на потерю эффективности в связи с пандемией. 20% не смогли продолжить свою деятельность.

С падением выручки до нуля столкнулись 24% респондентов, с падением в полтора-два раза – 20%, подорожанием сырья из-за валютного курса – 19%, с неспособностью платить аренду также столкнулись 19%.

33% обратились за поддержкой к государству, а именно 16% пользовались государственными субсидиями и 10% брали отсрочку по аренде.