Индекс RSBI — результаты I и II кварталов 2020 года

Индекс RSBI — результаты I и II кварталов 2020 года

Несмотря на спад показателей деловой активности в первлм полугодии, малый бизнес надеется на скорое восстановление 



Согласно результатам мониторинга Индекса RSBI, с начала 2020 года наблюдается очевидная корреляция бизнес-настроений предпринимателей с текущей экономической ситуацией. Так, если в феврале, на фоне первых известий о пандемии, снижение Индекса было незначительным, менее одного пункта, то уже в марте падение составило более четырех пунктов. Очевидно, что в первую очередь, на этот показатель повлияло резкое падение цен на нефть и курса рубля, которое пришлось как раз на начало марта, и уже ставшее объективным влияние пандемии. Рекордно низкие значения Индекса зафиксированы в апреле, когда жесткий режим самоизоляции был введен по всей стране и подавляющее большинство предприятий сектора МСБ были вынуждены приостановить свою деятельность. В мае, после ослабления карантинного режима, настроение бизнеса постепенно пошло в верх, в июне рост продолжился и Индекс достиг мартовских значений.



Ситуация отражается и в агрегированных квартальных показателях Индекса: оба значения оказались в «отрицательной» зоне (ниже 50 п.): в I квартале Индекс RSBI составил 48,6 п., во II — 41,8 п.

Снижение показали все блоки Индекса, включая блок доступности финансирования, который, единственный, хоть и остался, в зоне роста (52,8 п), но тоже показал снижение по сравнению с первым кварталом.

В разрезе по сфере деятельности, максимальное падение ожидаемо показала сфера услуг, потеряв за квартал 8 пунктов — с 47,3 п. (I квартал) до 39,3 п. (II квартал).

Производство и торговля пострадали меньше, но тоже обнаружили заметное снижение.



«То, что именно сфера услуг «просела» больше, чем торговля и производство, на наш взгляд, можно объяснить спецификой бизнеса.

Торговля смогла достаточно быстро адаптироваться к новым «карантинным» условиям: полностью перейти в интернет и организовать доставку товаров. Производство, в основном, находится в секторе среднего бизнеса, который, обладая большей подушкой безопасности, пострадал меньше остальных. В то время, как сфера услуг, в основном состоящая из небольших предприятий, не обладает достаточным запасом прочности. И самое главное — сфера услуг не смогла перейти в онлайн именно из-за своей специфики: невозможно через интернет починить машину или сделать маникюр. Даже компании, работающие с юридическими лицами, например, консалтинговые и маркетинговые агентства, так же на время самоизоляции остались без большинства клиентов, все по тем же причинам». — считает Наталия Турунова, исполнительный директор Magram Market Research.

В разрезе по размеру бизнеса минимальные значения индекса демонстрирует микро-бизнес. Однако он же показывает и минимальное падение: за второй квартал микро-бизнес потерял всего 6 п.

Средний бизнес, наоборот, несмотря на максимальные значения, демонстрирует самое стремительное падение.



Основные тренды

• Самое сильное снижение наблюдается у блока продаж. Находясь уже в первом квартале в отрицательной зоне (38,9 п.), во II квартале блок продаж теряет 10,5 п. и опускается до 28,4.

Максимальное влияние на блок продаж оказали фактические показатели, в основном за счет доли компаний, чья выручка сократилась — с 51% в первом квартале до 75% во втором.

Несмотря на это, ожидания от ближайшего будущего изменились не столь значительно: так, если в I квартале увеличения выручки ждали 28% участников опроса, то во II квартале их число сократилось незначительно и составило 25%.



• Снижение кадрового блока оказалось менее резким: с 49,6 п. в первом квартале до 42,4 — во втором.

Скорее всего это связано с тем, что в большинстве компаний предприниматели не меняли и не планируют менять численность сотрудников.

Однако, по сравнению с первым кварталом, во втором значительно выросла доля компаний, уже сокративших штат (с 18% до 30%) и тех, кто планирует сокращения (с 11% до 20%).

Блок инвестиций, остававшийся в зоне роста (54,1 п.) в I квартале, также перешел в зону снижения, составив во II квартале 46,6 п.

Это произошло за счет значительного увеличения доли компаний, сокративших (с 17% в I квартале до 31% во II квартале)



 и планирующих сокращение бизнеса (с 11% до 20% соответственно).



• Единственный блок, оставшийся в зоне роста, несмотря на незначительное падение — блок доступности финансирования (I квартал: 54,0 п., II квартал: 52,8 п.). Интересно, что и в первом, и во втором кварталах удовлетворенный спрос на кредиты остался на прежнем уровне и превышал неудовлетворенный. Падение показателей блока произошло за счет небольшого роста неудовлетворенного спроса.





Индекс RSBI — с 2020 года ежемесячное исследование настроений малого и среднего бизнеса, организованное ПСБ совместно с Опорой России и независимым исследовательским агентством MAGRAM Market Research. Квартальный Индекс агрегирует данные участников опроса за три месяца: владельцев и топ-менеджеров сектора МСБ из всех регионов Российской Федерации. В I квартале в исследовании участвовали 4793 респондента, во II квартале — 4851.
Значение индекса выше 50,0 пунктов означает рост деловой активности, ниже 50,0 п. – снижение. Если индекс остается равен 50,0 п. – на рынке наблюдается стагнация.